Delta, Andrey Parshikov, Moscow 2008

Дельта
Элеонор де Монтескье,
куратор программы Андрей Паршиков
2008


Для программы «Сверхновая вещественность» Элеонор предложила проект, никак не относящийся к какому-либо национальному контексту. Напротив, отвечая требованиям манифеста, этой выставкой Элеонор пытается частично описать состояние человека, осознанно живущего в глобальной деревне. Отсутствие границ, отсутствие национальной самоидентификации, отсутствие любой этнической принадлежности, за исключением, разве что, фенотипа, который также теряет какую-либо чистоту. Видео, фото и рисунки художницы описывают чувственную имманентность, которая держит ответ перед вечностью, описывают кратковременную память, которая затем навсегда переходит на подсознательный уровень. Работы объединены темой ноктюрна – все зарисовки сделаны ночью. Аэропорт, машина скорой помощи, зал ожидания. Ночь помогает художнице окончательно стереть любой геополитический оттенок, любую государственность и конвенциональность, описывая лишь абстрактный глобализированный мир, рождающий у зрителя чувство сопричастности. При этом нельзя говорить о том, что работы Монтескье аполитичны или абстрактны. Напротив, политика здесь выступает как абсолютный императив на глобальном уровне. Плоды западной демократии, призванные идеализировать мир, защитить права и жизнь людей, показывают здесь свою несостоятельность. Одиночество и отчуждение, жестокость и бескомпромиссность, дегуманизация и техногенизация современной цивилизации – все эти абстрактные характеристики Элеонор воссоздает на очень конкретных примерах личного опыта, при этом документальность работ провоцирует неминуемое чувство страха, от которого зритель не может отделаться. Ее работы – это холодная, эстетизированная, продуманная фиксация ключевых моментов эмоциональных взрывов, где люди – всего лишь часть ландшафта, оформляющего эпицентр этого взрыва. Композиторы, выстраивающие звук для художницы, играют далеко не последнюю роль. Иногда именно с музыки начинается работа. Именно поэтому фильмы проекта «Дельта» можно назвать завораживающим, пугающим экспериментальным ноктюрном. Звуки здесь писались днем, видео документировалось ночью, и, соединяясь, они образуют диссонансное сочетание, дезориентируя зрителя по всем осям координат, как в пространстве, так и во времени. Главное что удается Элеонор в своих работах – это умение описать современность таким образом, что любой зритель согласится с ее точкой зрения. Точное попадание в коллективное бессознательное при скрупулезном, максимально критичном наблюдении за «глобальной деревней» делает Монтескье одной из важнейших художников программы «Сверхновая вещественность», а ее выставку – важным звеном всего проекта.